Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
18.10.2015

Основные этапы развития психологии таблица

Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв. RU Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв. Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии Х IX - XX вв. Контрольная работа по психологии Выполнил студент гр. Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевский государственный технический университет» Факультет «Менеджмент и маркетинг» Ижевск 2004г. Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к основные этапы развития психологии таблица далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Основные этапы развития психологии таблица философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний. Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного звания, прежде всего в основные этапы развития психологии таблица, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом основные этапы развития психологии таблица более выявлялось противоречие философского психологического знания о основные этапы развития психологии таблица и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, основные этапы развития психологии таблица и результат - наука психология. В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом лат. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных основные этапы развития психологии таблица, связывающих душу с определенными живыми существами тотемами. Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, основные этапы развития психологии таблица имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в. Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не основные этапы развития психологии таблица. Ее важной особенностью в этот период было появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв. Развитие этих подходов стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших основные этапы развития психологии таблица концепции в Новое время. Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии философиив течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Естественно, что в обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само исследование души психики связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение нескольких веков примерно до III в. Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект вода, земля или воздухдаже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже Анаксимандр VI в. В теориях Левкиппа и Демокрита V-IV вв. Атомистическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима. Среди важнейших функций души психологи античности называли познание мира. Основные этапы развития психологии таблица в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение восприятие и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались. В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум - является ведущим и насколько построенная человеком картина мира основные этапы развития психологии таблица с реальной. Основные этапы развития психологии таблица говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими для когнитивной психологии, были поставлены именно в то время. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, основные этапы развития психологии таблица которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции. Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное иррациональное и многое иное. Окончился этот период в III-IV вв. Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и наукуутвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном мистическом опыте. После упрочения господства христианской церкви появилась необходимость внести дополнения, разъяснения или трансформировать некоторые положения христианства. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из реалий, для того чтобы предотвратить распространение ереси, несущей церкви раскол. Так возник новый этап - основные этапы развития психологии таблица, учение отцов церкви, в котором богословие начинает основные этапы развития психологии таблица к знаниям, накопленным в античности. Основные этапы развития психологии таблица этого времени и почти до XII-XIII вв. Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях. Важным было и то, что в это суровое время монастыри давали защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований, большинство светских властителей также были глубоко верующими людьми. Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к XII-XIII вв. Однако для взаимоотношений науки и религии этот поворот оказался не столь благоприятным, так как духовенство перестало быть единственным оплотом культуры. В основные этапы развития психологии таблица время стали появляться первые светские университеты, начала в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские школы - т. Усиление городов с их самоуправлением, для которого необходимо высокое мастерство и выполнение цеховых правил, требовало и новой культуры, нового самосознания человека. Появилась и сильная светская власть, которая подчинила себе церковную. Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания, развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и строить основные этапы развития психологии таблица речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т. Однако со основные этапы развития психологии таблица схоластика начала тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер и превратилась в набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые, неправильные или неверные в новой ситуации положения. Точно так же и церковь, бывшая в VI-Х вв. В стремлении сохранить за собой приоритетные позиции церковь препятствовала развитию новых концепций, которые противоречили ее многочисленным догмам, причем со временем этих противоречий становилось все больше, а неприятие возрастало. Именно в позднем Средневековье приобретала все большее значение инквизиция, которая пыталась отстоять прежние позиции церкви во власти и науке. Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и работы Платона и Аристотеля, концепции которых основные этапы развития психологии таблица приобретали все более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени Ибн Рушд, Аквинский были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование этой теории единственно верное. К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий универсалии. Наряду с вопросом о основные этапы развития психологии таблица знания и веры он становится одним из центральных в период схоластики. При этом реалисты Эриугена, Гильом, Ансельм Основные этапы развития психологии таблица доказывали, что общие понятия реально существуют еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь образцом для реальных предметов. Номиналисты Росцелини, позднее Оккамнапротив, считали, что общие понятия не существуют в реальности, есть лишь «дуновение голоса», т. Основатель концептуализма направления, примыкавшего к номинализму Абеляр доказывал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, т. При основные этапы развития психологии таблица он одним из первых наряду с Эриугеной отстаивал верховенство разума над верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы верить. Так к XI-XII вв. В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и основные этапы развития психологии таблица Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов их влияние на состояние психики. В церковной психологии также проводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения. Однако в трудные для человека моменты, во время социальных катаклизмов войн, эпидемий и т. Поэтому было необходимо разработать способы эмоциональной разрядки, очищения от страха и чувства вины. Такие способы были найдены в самой церковной культуре. Это были, прежде всего, обряды исповеди и покаяния; они давали людям уверенность в возможности очищения, снятия вины за свои поступки, за нарушения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможности прощения искупления тех ошибок, которые были ими сделаны. Таким образом, недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания своих грехов, что способствовало укорененности и с собой, и с другими, предотвращало снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был основные этапы развития психологии таблица связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние, которые служили в этом случае основой для катарсиса. На вере основывались и способы лечения некоторых психосоматических заболеваний например, истериикоторые использовались многими священнослужителями в средние века. Уверенность людей в основные этапы развития психологии таблица, что данный священник действительно может им помочь, приводила к тому, что наложение рук, прикосновение к одежде и т. Технология внушения, помогающая при подобных заболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе. В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства жесты, паузы, интонации и т. С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Декарт 1596-1650 приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные физиологические и психические душевные процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской причинностной концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Основные этапы развития психологии таблица, предпринял голландский философ Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции материи. Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Лейбниц 1646-1716отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В основные этапы развития психологии таблица человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных малых перцепций восприятий. Из них возникают сознательные желания и страсти. Психология в этот период, так же как и на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе своего собственного предметапсихологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики человека, основные этапы развития психологии таблица не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время еще не давало возможности выстроить полноценную концепцию психического особенно психики человека на его основе. Однако тесная связь с философией не означала, что психология в это время не искала собственного предмета исследования, конкретного определения области своей основные этапы развития психологии таблица. Эта область понималась, прежде всего, как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя. Причем эта картина, как представлялось, должна основные этапы развития психологии таблица быть осознанной. В осознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья, основные этапы развития психологии таблица виделось отличие человека от других живых существ. Так уточнялся предмет психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из нескольких вопросов, исследовавшихся психологией античности, - о познании, о движущих силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения - на первый план выходили именно проблемы познания. Это было связано с несколькими причинами. Первая, о которой говорилось выше, - стремление доказать возможности человека в постижении истины на основе знания, а не веры. В связи рассматривалось психологами античности как одна из составляющих душевной жизни. Таким образом, из исследования на некоторое время выпадали проблемы движущих сил и регуляции внешней деятельности. В основные этапы развития психологии таблица же время вопросы о содержании и пункциях сознания подвели ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении человека. Так вновь перед психологией вставала необходимость проанализировать разницу между разумным и неразумным аффективным поведением, границы свободы человека. Таким образом, анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени. При этом если в конце XVI в. Бэкона, то, начиная с Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении. В начале Нового времени, несмотря на усилия Бэкона, более распространенным был рационалистический подход, который разрабатывался такими известными учеными, как Во многом это было связано с необходимостью для психологии и философии преодолеть последствия схоластики. Однако уже к основные этапы развития психологии таблица века бурное развитие наук, промышленности сделало очевидной необходимость основные этапы развития психологии таблица в психологии и новые требования, а потому все большее распространение стал получать сенсуализм, представленный в то время в концепциях Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Локк 1632-1704 рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, основные этапы развития психологии таблица которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. В язык основные этапы развития психологии таблица Локк ввел понятие ассоциации — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Появление строго объективных методов исследования изменение предмета психологии сказались и на понимании новым поколением психологов понятия «душа». Так как в объяснении фактов психической жизни она уже не играла прежней роли, то, согласно принципу Оккама, психология в то время и не испытывала нужды в использовании этого основные этапы развития психологии таблица в своих исследованиях. Однако в этом случае необходимо было найти другой подход для объяснения активности тела, выявить новый источник энергии для внутренней и внешней активности. Этому и помогли законы механики, открытые современной для того основные этапы развития психологии таблица физикой, законы Именно они и были использованы Декартом для обоснования первой в истории психологии теории рефлекса, которая со временем получала все большее обоснование в открытиях в смежных с психологией областях науки и стала одним основные этапы развития психологии таблица постулатов современной психологии. В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не основные этапы развития психологии таблица, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, основные этапы развития психологии таблица превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало». Функции в том числе психические исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий институтов, кафедр в высших учебных заведениях, основные этапы развития психологии таблица также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вундта 1832-1920создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. После Октябрьского переворота в первые годы советской власти отечественная психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической наукой. Поэтому при наличии специфических черт развитие отечественной психологии характеризуется практически теми же закономерностями. Растет интерес к социально психологическим проблемам, проблемам личности. В области психологии трудовой деятельности, например, возникает одно из направлений практической психологии - психотехника, в области психологии обучения — педология, в области общей психологии - реактология и т. Однако в советское время произошла абсолютизация физиологической идеи. Согласно официальной установке, только таким путем основные этапы развития психологии таблица быть достигнуто истинно научное психологическое знание, что только так будут, безусловно, обеспечены передовые позиции советской психологии и ее торжество над реакционной буржуазной психологией. Претворение в жизнь официальной установки потребовало активного применения административных методов. Наиболее сокрушительные удары отечественная психология испытала в связи с постановлением ЦК ВКП б "О педологических извращениях в системе наркомпросов" 1936а затем в связи с Объединенной научной сессией Академии наук Основные этапы развития психологии таблица и Академии медицинских наук СССР, основные этапы развития психологии таблица павловскому учению 1950. К концу 50-х - началу основные этапы развития психологии таблица годов сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Фактически это означало отрицание психологии как самостоятельной науки. Почти все основные психологические концепции, получившие признание во всем мире, были основные этапы развития психологии таблица. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела. И все-таки вопреки общей губительной направленности административно-идеологического управления развитием психологии, основные этапы развития психологии таблица подвижнической деятельности многих ученых-психологов, были сохранены основы психологии как науки, обеспечившие возможность накопления основные этапы развития психологии таблица, необходимого для выхода на качественно новый уровень. Более того, учеными Советского Союза сделан немалый вклад в мировую психологию. Знченко и многие другие выдающиеся ученые. В советский период отечественными учеными было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое - свойство физиологического; физиологическое материально, психическое идеально; психическое отражение - идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Основные этапы развития психологии таблица исходные позиции по мере развития психологии и накопления ею данных экспериментальных исследований и практического опыта привели к трудностям самого определения предмета психологии. Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике - свойстве мозга. Идея психологии как основные этапы развития психологии таблица о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества основные этапы развития психологии таблица развитием Вселенной, явственно прозвучала в 1968 г. Ананьева "Человек как предмет познания". Эта идея получает все большее признание. Исаев 1995 рассматривают психологию человека как психологическую основные этапы развития психологии таблица и говорят о духовности как самой глубинной сути человека. Начало "Прорыва" психологии в производство было положено в психологической школе Ленинградского университета, возглавляемой Ломовым, одним из талантливейших учеников Ананьева, была образована первая в стране лаборатория инженерной психологии первоначально называвшейся лабораторией индустриальной психологии. Лаборатория под руководством Ломова проделала огромную работу по становлению инженерной психологии как психологической дисциплины. Были проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных автоматизированных систем управления и многие другие. Инженерно-психологические исследования активизировали экспериментальную психологию. Лаборатория стала общепризнанным центром инженерной психологии, объединяющим практически все возникшие лаборатории и научные группы этого направления по всей стране. Были установлены творческие связи с инженерными психологами США, ФРГ и других стран. Многие психологи инженеры прошли переподготовку в лаборатории. Ежегодно лабораторией проводились конференции, симпозиумы, семинары. Она обеспечивала публикацию инженерно-психологических материалов, объем которых вряд ли был намного меньше, чем по всем остальным направлениям психологии. В стране началась подготовка специалистов по инженерной психологии, стала формироваться инженерно-психологическая служба. В целом роль лаборатории Ломова для развития отечественной психологии сравнима, наверное, только с той ролью, которую сыграла в свое время лаборатория Открытие в 1966 г. Далее последовало включение психологии в официальный классификатор наук, создание Института психологии АН СССР, расширение системы подготовки психологических кадров, расширение психологической подготовки специалистов разных специальностей и т. Следующее знаменательное событие для развития отечественной психологии — это освобождение от идеологических догм и необоснованных запретов как следствие преобразований общественно-экономического уклада. Отечественная психология получила возможность развиваться в системе мировой психологии использовать ее потенциал для решения практических проблем психологической помощи человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия. Прогресс психологии прямо зависит от потребности общества в психологическом знании и его практической полезности. Сама потребность общества обусловлена уровнем развития сфер науки и культуры, производительных сил, социальной организации. В структуре психологической науки прослеживаются ее фундаментальная область общая психология, дифференциальная психология, история основные этапы развития психологии таблица, психология развития, психология личности, психофизиология и отраслевые дисциплины, связанные через свои практические приложения с различными областями человеческой жизни и деятельности. Это психология социальная, политическая, клиническая, криминальная, педагогическая, инженерная, возрастная и др. В психологии сформированы направления психодиагностики, психологической экспертизы, психотерапии, реабилитации, консультирования. В наше время психология представлена в мировой системе научного знания как самостоятельная наука, имеющая разветвленные связи и пограничные области деятельности с социальными, медицинскими, техническими и другими науками. Ее практические задачи направлены на гуманизацию человеческого бытия. Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки, все более и более обнаруживали несостоятельность психологической теории, и прежде всего недостаточность ее основания - субъективно-идеалистического представления о психике. В начале 10-х гг. Подобно кризису, который переживало в этот период естествознание, он явился показателем основные этапы развития психологии таблица науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. Выготского, это был кризис методологических основ психологии «. Кризис основные этапы развития психологии таблица вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании. В связи с различием путей по преодолению кризиса в зарубежной и отечественной психологической науке целесообразно рассматривать их отдельно. Рассмотрим ситуацию кризиса в зарубежной психологии. Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленном его переходом к империализму. Рост производства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике идеологии, развитием процесса концентрации капитала и господства монополий и финансовой олигархии, агрессивной внешней политикой, направленной на перераспределение колоний и рынков сбыта путем империалистических войн, среди которых первая мировая война 1914—1918 гг. В конце XIX - начале XX в. Вернадский основные этапы развития психологии таблица о взрыве научного творчества в этот период. «Он отличается тем, что одновременно почти по всей линии науки в корне меняются все основные черты картины космоса, научно построяемого». Ленин писал о «новейшей революции в естествознании» в конце XIX- начале XX в. Открытие электронной структуры материи, изменения представлений о времени и пространстве вызвали необычайный эффект в мышлении и привели некоторых физиков к заключению об «исчезновении материи», неправомерно интерпретировались как свидетельство того, что современные научные исследования опровергают открытия, сделанные в науке и предшествующие периоды. В действительности то описание материи, которое дается новейшей физикой, не опровергает старой физики, но меняет прежние ограниченные понятия о материи и свидетельствуют о более глубоком ее познании. В этом проявился факт бесконечного развития научного знания, который пришел на смену представлению о науке как основные этапы развития психологии таблица системе знаний. Глубочайшие изменения идей, возникновение новых понятий о материи в физике, химии, учение о симметрии, брожение идей в астрономии одновременно с ростом физико-химических наук привел, к изменению в понимании положения человека в научно создаваемой картине мира. И, Вернадский говорил о глубочайшем изменении наук о человеке и об их смыкании с науками о природе как об одном из результатов роста физико-химических наук, этого перелома научного понимания космоса. Вот в такой ситуации в области философии и науки психология вначале 10-х годов XXв. Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, оказавших и продолжающих оказывать большое влияние на современную психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая описательная основные этапы развития психологии таблица. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVIIв. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII—XIX вв. Перечисленные направления представляют собой разные варианты общепсихологической теории, пришедшей на смену традиционной. Споры между ними также свидетельствуют о разногласиях по ряду принципиальных вопросов. Однако, несмотря на эти различия, рассматриваемые направления глубоко связаны между собой. Рассмотрим важнейшие направления периода открытого кризиса. Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм Титченера и на американский функционализм. Его основоположником был Дж. Уотсон 1878—1958статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» 1913 положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за основные этапы развития психологии таблица, называя «. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике. «Бихевиоризм полагает стать лабораторией общества». Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных, особенно Торндайка, а также школу объективной основные этапы развития психологии таблица. Однако все эти исследования были, как их оценивал Уотсон, «скорее реакцией на антропоморфизм, а не на психологию как науку о сознании». Он отмечал также влияние работ Поведение человека как предмет бихевиоризма -это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение - это всякая реакция R в ответ на внешний стимул Sпосредством которой индивид приспосабливается. Это совокупность изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, а также изменения желез, которые следуют в ответ на раздражитель. «Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле или лучше сказать - ситуации бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или - если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана». Таковы две проблемы бихевиоризма. Основные этапы развития психологии таблица производит классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними скрытыми или внешними наружными. В результате в поведении выделяются реакции: наружные или видимые приобретенные например, игра основные этапы развития психологии таблица теннис, открывание двери и т. В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и эмоциональными реакциями: «. Но вследствие механицизма в трактовке поведения человек в бихевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. И в то же время исторической заслугой Уотсона является исследование поведения и острая постановка основные этапы развития психологии таблица объективного подхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами. Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Основные этапы развития психологии таблица исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию психики. Поведение — это то, что делает организм и что можно наблюдать. Столь крайняя позиция приводит Скиннера к выводу, что понятиям интеллекта, воли, эмоций, творчества, личности нет места в научном анализе поведения. Они лишь слова, которые обозначают ненаблюдаемые функции, скрывают незнание причин поведения. Оценивая бихевиоризм в целом, следует признать, что он продолжает занимать значительное место в психологии. Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии. Прикладной бихевиоральный анализ используется в обучении психотерапии. Gestalt - образ, структура - одно из наиболее влиятельных интересных направлений периода открытого кризиса, явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецко - язычной немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX - начала XX в. Понятие «гештальт» было введено Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. Непосредственным поводом для исследования Эренфельса послужили некоторые замечания Маха о восприятии мелодий и геометрических форм; по Маху, ощущение мелодии или звуковой формы в известной мере независимо от основные этапы развития психологии таблица отдельных звуков, поскольку сохраняется при изменении последних в случае транспонирования мелодии в другую тональность, как будто бы оно само было таким же простым и неразложимым элементом, как и элементарное ощущение. Этот факт Эренфельс поверг специальному анализу. Он выделил специфический признак гештальта -свойство транспозиции переноса : мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т. Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма. Новый подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы Основные этапы развития психологии таблица, глава школы 1874 - 1948Г. Фолькельт 1886-1964Ф. Зандер 1889-1971которая получила название школы диффузно-комплексных переживании или школы психологии развития. Существовала с конца 10-х до конца 30-х гг. Главное понятие этой психологии - понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Основу любого психического акта - восприятия, памяти и др. Исследования лейпцигских психологов привлекли внимание Выготского, который отмечал: «Мы основные этапы развития психологии таблица лейпцигским исследователям установлением того замечательного факта, который показал, что вообще в начале развития мы не можем констатировать достаточно дифференцированные отдельных психологических функций, а мы наблюдаем гораздо более сложные недифференцированные единства, из которых постепенно только путем развития и возникают отдельные функции, среди которых мы находим и восприятие. Дальнейшие исследования оказались совершенно не под силу лейпцигской школе с ее ложными методологическими взглядами. Лишь с совершенно иных методологических позиций становятся понятными факты дальнейшего развития восприятиям. Гештальтпсихологи выступили с новым пониманием предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины основные этапы развития психологии таблица, изучать переживания, феномены так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. В этой структуре отдельные элементы выделяются, они действительно существуют. Но они вторичны и выделяются, исходя из сложного по своему функциональному значению в этом целом, Коффка писал, что одной из основных ошибок традиционной психологии является то, что она расчленила структуру на элементы, лишая ее тем самым существенных свойств. Целое нельзя разложить на элементы, т. Его нельзя описать перечислением элементов, оно должно рассматриваться как таковое. Непосредственный наивный опыт не дает нам отдельных красок, красочных точек, отдельных звуков, отдельных запахов, но представляет предметы, вещи, которые имеют краски, форму, они звучат, издают запахи. Гештальтисты выступили с критикой метода аналитической интроспекции. Они считали, что анализ является продолжением, первоначально восприятие дает целостную картину. Аналитической интроспекции был противопоставлен феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания. С самого начала гештальтпсихологи отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущение «фикцией, созданной в психологических сочинениях и лабораториях». Тезис об изначальной целостности, структурной организованности процесса восприятия выражен Вертгеймером: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не основные этапы развития психологии таблица быть выведены из свойств отдельных частей их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого. Структурная психология гештальтпсихология есть именно это». В отличие от интроспективной психологии от испытуемых требовалось описать предмет восприятия не таким, каким они его знают, но таким, каким они его видят в данный момент. В этом описании нет элементов. Эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии - психоанализ Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии Адлера и аналитической психологии Эта психология отличается от эмпирической психологии сознания представлениями о форме существования психического: психика основные этапы развития психологии таблица вне и независимо от сознания, именно бессознательная психика, являющаяся глубиной психики, составляет ее предмет и общую проблему. Сознание тоже ею не отрицается: оно - свойство, присущее психике лишь в отдельные моменты. Перед глубинной психологией стоит и проблема личности, ибо содержание бессознательного играет решающую роль в выяснении ценности личности. Фрейда 1856—3939 формировался в условиях и под воздействием политического и социального развития Австрии конца прошлого - начала нынешнего столетия. Такие особенности социально-психологической атмосферы Австрии того времени, как крушение патриархальных принципов в столкновении с буржуазным укладом жизни, соперничество политических сил либералов и консерваторов и поражение либерализма, расцвет национализма основные этапы развития психологии таблица на его почве распространение антисемитских настроений, ощущение которых на себе неоднократно описывает Фрейд «Толкование сновидений», «Автобиографиям и др. Экономические потрясения кризисы порождали пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррациональности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. В конце XIX в. Фрейда, его понимание человека, согласно которому под напором инстинктов сексуальности и в силу бессознательности психических процессов признавалось, что «Я» - «не хозяин в собственном доме», объективно отражали кризис буржуазной личности, типичное самоощущение индивида в буржуазном обществе, в том числе, той его части, с которой имел дело Фрейд как практикующий врач. Однако сам Фрейд выдавал свою исторически обусловленную теорию человека за единственно научную - естественную концепцию человека. Психоанализ возник в начале 90-х гг. Фрейд после окончания медицинского факультета Венского университета 1881 г. Умер в Лондоне в 1939 г. Занимаясь неврозами, главным образом истерией, Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями, факт пост гипнотического внушения произвели большое впечатление на Фрейда и способствовали такому основные этапы развития психологии таблица этиологии неврозов, их лечения, которое составило ядро будущей концепции. Оно было изложено в книге «Исследование истерии» 1895 г. Брейером 1842—1925с которым Фрейд в то время сотрудничал. В общей форме теория Фрейда в этот период сводилась к пониманию невротических болезней как патологического функционирования «ущемленных аффектов, сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. Если с помощью гипноза пациент получит возможность оживить в памяти эти травмирующие его переживания и вновь эмоционально испытает их, может наступить излечение. Решающим моментом в становлении оригинальной теории Фрейда был отход от гипноза как средства проникновения к ущемленным и забытым болезненным переживаниям: во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, встречал «сопротивление», которое не мог преодолеть. Фрейд был вынужден искать другие пути к ущемленному аффекту и в конце концов нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, малых и больших психопатологических симптомов проявлений основные этапы развития психологии таблица, двигательных расстройств, оговорок, забываний и т. Исследование интерпретацию этого разнообразного материала Фрейд назвал психоанализом - новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления составляет учение о бессознательном. Фрейда с момента его возникновения и до настоящего времени вызывает неослабевающий интерес, но основные этапы развития психологии таблица при этом неоднозначную оценку. В «Автобиографии» Фрейд с уверенностью утверждал: «Уже не может быть сомнений в том, что психоанализ будет продолжать существовать, он доказывает свою способность выступать и развиваться и как отрасль знания, и как терапевтическая методика». Интерес к психоанализу объясняется реальностью его центральной проблемы - бессознательного, исследуемой к тому же не в лаборатории, а в конкретных жизненных ситуациях. В психоанализе происходит биологизация и натурализация психики человека. Сущность человека составляет темное Оно. Человек рассматривается как природное существо, наполненное влечениями. Влечения лежат в основе поведения человека, неврозы также объясняются из влечений. Духовный мир рассматривается как форма сублимированного либидо. Одновременно общественные явления психологизируются. Фрейд заменил реальные движущие силы исторического процесса и войн идеей природной склонности человека к агрессии и деструкции. Именно противоречия, научно не обоснованные утверждения, граничащие с вымыслом, встретили критику даже основные этапы развития психологии таблица Фрейда - Юнга, Адлера, Хорни, Фромма, выступивших с модификациями учения о бессознательном в психоанализе. Основные этапы развития психологии таблица психологической науке вопрос о социальной природе человеческого сознания был специально поставлен французской социологической школой. Основателем школы был Дюркгейм 1858—1917юрист, который, изучая бытовое право основные этапы развития психологии таблица отсталых народов, создал концепцию первобытного мышления. Его идеи развил К этой школе примыкал некоторое время К ней принадлежали Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов, Дюркгейм пришел к выводу о том, что они представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека. Человек - существо двойственное, индивидуальное, биологическое и социальное. Первое имеет свои корни в организме, ему соответствует биологически определяемая часть психики, оно руководит практическими отношениями индивида с окружающим миром. В сфере материального производства индивид, согласно Дюркгейму, выступает как изолированное существо. Его индивидуальное сознание находится под влиянием объектов. Во французской социологической школе индивидуальное отождествляется с биологическим, индивид рассматривается как организм; проблема общественного индивидуального отождествляется с проблемой социального и биологического. Социальное существо в человеке формируется обществом. Ему соответствует социально определяемая часть психики. Мир представлений, в котором разворачивается социальная жизнь, надстраивается над своим материальным субстратом, а никак не проистекает из него». В двойственности заключается отличие человека от животных: у них нет общественного опыта. Дуализм — характерная черта концепции Общество рассматривается Дюркгеймом как особая реальность. Оно - духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода и др. Коллективные представления обладают всеобщностью и необходимостью; являются продуктом длительного развития; создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное воздействие на человека; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения. Они не столько понимаются, сколько захватывают человека и заставляют. Признание влияния на человека коллективных представлений меняет понимание человека, источника наиболее высоких форм духа, объясняемых до этого или из индивидуального опыта, или путем допущения априорных прирожденных форм эмпиризм или априоризм. Мысль Дюркгейма, что все собственно человеческое в человеке от общества - это действительно капитальная мысль. Однако общество Дюркгейм понимает односторонне, отождествляя его структуру с системой коллективных представлений, т. Охота, рыболовство и т. Таким образом, в целом развитие мышления не связывается здесь с развитием человеческой деятельности. Самый процесс внедрения коллективных представлений в сознание индивида трактуется как взаимодействие индивидуального и общественного сознаний. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития основные этапы развития психологии таблица получила последующее развитие как во французской науке К Леви-Стросс, Валлон, историческая психология Мейерсонатак и в других странах. В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ Дильтей 1833-1911 основные этапы развития психологии таблица, основатель «философии жизни». Он выступил с критикой академических философских школ с притязаниями на новое мировоззрение, основанное на самой жизни, этой единственной реальности, постигаемой посредством творческих инстинктов и гениальной интуиции. Основной психологический труд «Описательная психология» 1894. Дильтея протекала в ситуации острых дискуссий о методологии исторического и гуманитарного знания наук о духе. Согласно Дильтею, все науки о духе должны базироваться на психологии. Он исходил из положения о том, что все «системы культуры - хозяйство, право, религия, искусство и наука и внешняя организация общества в союзе семьи, общины, церкви, государства возникли из живой связи человеческой души. Психические факторы образуют их важнейшую составную часть, и потому они не могут быть рассматриваемы без психического анализа». Вследствие психологизации трактовки общества и наук о духе оказалось, что «развитие основные этапы развития психологии таблица наук о духе связано с разработкой психологии». Утверждалось, что «психология будет основанием наук о духе, подобно тому как математика - основа естествознания». Однако существующая психология была подвергнута Дильтеем сокрушительной критике, ибо до сих пор она развивалась из «неправомерного распространения естественнонаучных понятий на область душевной жизни», так как естествознание рассматривалось как единственно подлинная форма научного знания. Естественнонаучная ориентация психологии, особенно в период ее становления как самостоятельной науки, получает у Дильтея отрицательную оценку. В кровеносной системе познающих субъектов, которых конструируют Локк, Юм и Кант, течет не настоящая кровь, но разбавленный сок разума в виде чисто мыслительной деятельности». Критике подвергались принципы психологии, которую Дильтей называет объяснительной, ее гипотезы, представления об элементах - атомах их ассоциациях и др. Ее предметом не являлась полнота человеческой природы — объяснительная психология не может объяснить подлинную жизнь души потому, что занимается незначительными феноменами и трактует их неправильно. Эти ошибки проистекают из непонимания специфики психологии как одной из наук о духе, по сравнению с естественными науками по предмету и по методу. Естественные науки имеют дело с фактами, которые даются извне, при посредстве чувств как единичные феномены. Связь между ними устанавливается путем дополняющих заключений. В психологии факты выступают изнутри как некоторая живая связь душевной жизни, как нечто первично данное. Связные комплексы первоначальны и даны в переживании, они представляют неразложимую цельность. Понимающая психология открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Ее вывод о невозможности естественнонаучного объяснения в психологии звучит возвращением к старой идеалистической психологии как науке о душе. Сделанная в этом направлении попытка соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями и формами культуры, созданными исторически, в силу идеалистического их понимания представляла развитие высших психических функций как чисто духовный процесс. «При таком понимании истории и культуры и при таком понимании психологии сказать, что психологию следует изучать исторически, это значит, в основные этапы развития психологии таблица, что духовное следует сближать с духовным. История и теория психологии в основные этапы развития психологии таблица томах. Т-1 1996; Петровский Вопросы истории и теории психологии. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов псих. Основы общей психологии — СПб: Питер 2002. История психологии ХХ век. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вызов — Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
Fallout 4 полный список кодов
Расписание маршруток гаджиево мурманск
Нокия х2 инструкция
Каталог магнит самара
Российские инвесторы список
Овощной пирог в мультиварке
Правила умной женщины шерри шнайдер эллен фейн
Список гонок на пк 2015
Расписание электричек волоколамск ленинградская
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Подушки буфы схемы пошагово колос
Где больше всего бактерий
Овсяная каша на воде в мультиварке
Быть на свадьбе сонник
Предметно практическая деятельность в школе 8 вида
Лунная ночь сочинение
Решить задачу по информатике