Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
27.10.2015

Составьте схему клетка живая система

После вы сможете выбрать книгу в подарок Осталось книг до подарка - 3 Книга доступна для чтения составьте схему клетка живая система в приложениях ЛитРес и в режиме онлайн на сайте ЛитРес без скачивания. Купить и скачать электронную книгу «Биология. После покупки книгу можно будет читать онлайн или скачать составьте схему клетка живая система удобном формате на свой компьютер, телефон или ридер. Выберите удобный способ оплаты: Информация: Жанр: Дата выхода на Составьте схему клетка живая система 15 сентября 2014 Дата написания: 2013 Объем: 240 стр. В этом учебном году вы продолжаете изучать биологию. Биология — наука, а точнее, комплекс наук о жизни, о живых организмах, в совокупности составляющих живую природу. Учебник, который вы держите в руках, называется «Живой организм». Составьте схему клетка живая система, можно было назвать учебник просто «Организм», ведь объекты неживой природы, о которых вы узнали в начальной школе и при изучении биологии в 5 классе, нельзя назвать организмами. Поэтому очевидно, что речь в учебнике пойдёт об объектах живой природы. Но слова «жизнь», «живой» организм«живая» природа подчёркивают движение, изменение, сложную работу, протекающую внутри каждого организма, внутри сообществ организмов. В этом году нам с вами предстоит определить понятие «жизнь», ответить на важные вопросы: «Почему такие разные по форме, размерам, поведению и значению в природе объекты, как бактерия, гриб подберёзовик, лесной ландыш, яблоня, собака, слон, обезьяна и человек, можно назвать живыми организмами? Почему робота, который может иметь внешнее сходство с человеком, может выполнять определённую работу и даже «думать» решать задачи, играть в шахматы и др. » На эти и другие вопросы вы ответите, изучив открытый вами учебник. Только важно помнить: изучить — это не значит заучить, т. Заучивание текстов параграфов учебника без их осмысления не даст вам возможности размышлять, анализировать, отвечать на вопросы. Читая текст учебника, не отвлекайтесь. Читайте сосредоточенно, рассматривайте рисунки, задавайте себе вопросы, старайтесь ответить на них или найти ответ в тексте учебника. Обучение только тогда становится интересным, когда понятно, что и зачем изучаешь! Организм и среда Каждая тема размещена на нескольких разворотах. Она содержит основной учебный материал, который вы должны обязательно изучить, и дополнительный, обозначенный знаком. В некоторых параграфах вы встретите текст в рамке составьте схему клетка живая система зелёных точек. Обратите на него внимание. Это любопытные сведения по теме параграфа, которые пригодятся вам в будущем. Но если вы познакомитесь с ними сейчас, в дальнейшем вам будет легче изучать биологию. В конце каждого параграфа вы найдёте вопросы, отвечая на составьте схему клетка живая система проверите свои знания. Также рекомендуем вам обязательно выполнить задания в рабочей тетради и решить тесты. В тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений выполните лабораторные работы. Представьте себе, что вы — начинающий учёный, запишите результаты своих наблюдений в тетрадь и обязательно постарайтесь сделать выводы или «научные» предположения. Большую помощь при изучении курса вам окажет электронное приложение, созданное к учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее. Изучение живого организма — это начало пути к познанию живой природы, частью которой мы с вами являемся. Желаем вам удачи в познании самого себя, своего места в окружающем вас мире живых организмов и своего значения в удивительной жизни природы! Строение живых организмов 1. Клетка — живая система 2. Ткани растений и животных 4. Органы цветковых растений 5. Органы и системы органов животных 6. Что мы узнали о строении живых организмов 1. Клетка — живая система Жизнь на нашей планете необычайно разнообразна. Суша, океан, почва, даже воздух населены многочисленными организмами. Учёные считают, что в настоящее время на Земле их более 2,5 млн видов. Но как ни велико это многообразие жизни, в основе её лежит клетка. Вне клетки жизнь на нашей планете составьте схему клетка живая система обнаружена. Единственное исключение — вирусы. Они имеют неклеточное строение, но способны размножаться только внутри клеток других организмов. По строению клетки все живые существа делят на две большие группы — доядерные безъядерные и ядерные. Наиболее просто устроены клетки доядерных безъядерных организмов — бактерий, синезелёных водорослей цианобактерий. Клетки ядерных организмов — грибов, растений и животных — имеют ядро и по сравнению с безъядерными организмами обладают также более сложным разнообразным строением. Остановимся на строении ядерной клетки более подробно. Любая клетка имеет плазматическую мембрану от латинского «мембрана» — кожица, плёнка. Она защищает внутреннее содержимое клетки от воздействий внешней среды. Выросты и складки составьте схему клетка живая система поверхности мембраны способствуют прочному соединению клеток между собой. Мембрана пронизана тончайшими канальцами. По канальцам мембраны осуществляется перенос питательных веществ и продуктов жизнедеятельности клетки. Ящерица У растений плазматическая мембрана внешней стороной примыкает к плотной оболочке, состоящей из целлюлозы клетчатки. Оболочка служит внешним каркасом клетки, придавая ей определённую форму и размеры, выполняет защитную и опорную функции и участвует в транспорте веществ в клетку. Внутренней средой клетки является цитоплазма, в ней располагаются ядро и многочисленные органоиды. Она состоит составьте схему клетка живая система вязкого полужидкого вещества. Цитоплазма связывает между собой органоиды, обеспечивает перемещение различных веществ и является средой, в которой идут многочисленные химические реакции. Цитоплазма пронизана сетью многочисленных мелких канальцев и полостей, соединённых между собой. Она составляет 30—50 % объёма клетки. Эндоплазматическая сеть связывает все части клетки между собой, участвует в образовании и транспортировке различных органических веществ. Важные функции в клетке выполняет аппарат Гольджи. Он представляет собой стопку уплощённых мембранных мешочков — полостей, в которых накапливаются и сортируются различные вещества. От аппарата Гольджи отделяются мелкие мембранные пузырьки, в которых вещества могут переноситься в любую часть клетки и даже выделяться из клетки. Лизосомы — одни из самых маленьких органоидов клетки — тоже образуются в аппарате Гольджи. Эти маленькие пузырьки содержат вещества, которые внутри клетки переваривают пищевые частицы, уничтожают отслужившие органоиды и даже целые клетки. Вспомните, что происходит с хвостом головастика со временем он как бы растворяется исчезает — это «работа» лизосом. Во всех клетках находятся небольшие округлые тельца — рибосомы. Они обеспечивают сборку сложных молекул белков. В результате расщепления питательных веществ, поступивших составьте схему клетка живая система клетку, высвобождается энергия. Эта энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности, накапливается в митохондриях. Животная клетка В клетках растений есть особые, характерные только для них органоиды — пластиды. Различают три типа пластид. В бесцветных накапливаются запасные питательные вещества, например крахмал в клубнях картофеля. Красно-жёлтые содержат соединения, которые обеспечивают многообразие окрасок цветков и плодов растений. Зелёные пластиды, или хлоропласты, содержат пигмент хлорофилл, придающий листьям и молодым стеблям растений зелёный составьте схему клетка живая система. В хлоропластах при помощи энергии солнечного света образуются органические вещества — углеводы. Обязательной частью растительной клетки является вакуоль. Это крупный пузырёк, заполненный клеточным соком, состав которого отличается от окружающей его цитоплазмы. В цитоплазме клеток около ядра находится клеточный центр. В клетках животных и низших растений в его состав входят центриоли. Клеточный центр принимает участие в делении клетки. Растительная клетка Важнейшая часть клетки — ядро. Обычно оно находится в центре клетки. Однако в клетках растений внутренняя часть обычно занята крупной вакуолью, поэтому ядро располагается около клеточной мембраны. Ядро содержит одно или несколько ядрышек. В ядре хранится наследственная информация о данной клетке и об организме в целом. «Записана» эта информация в молекулах нуклеиновой кислоты, которая входит в состав хромосом от греческого «хрома» — цвет, «сома» — тело. Хромосомы становятся хорошо заметными во время деления клетки. Установлено, что все клетки тела животных и высших растений имеют двойной набор хромосом, его принято обозначать 2 n. Исключение составляют только половые клетки, в которых набор хромосом одинарный, поэтому его обозначают одной буквой n. Число хромосом для каждого вида организмов постоянно и не зависит от уровня его организации. Так, у человека 46 хромосом, у курицы — 78, у овцы — 54, у шимпанзе — 48, у ржи — 14, у дуба — 24. В клетках хромосомы одинакового строения и размера образуют пары. Хромосомы одной пары называют гомологичными от греческого «гомология» — соответствие, согласие. Вирус — неклеточная форма жизни. Вирусы от латинского «вирус» — ядкак уже сказано ранее, могут существовать только в клетках других организмов — это опасные внутриклеточные паразиты. Они вызывают такие заболевания, как корь, оспа, полиомиелит, грипп, СПИД. Страдают от вирусов не только люди, но и животные, и растения. Вирусы очень просто устроены: это молекула нуклеиновой кислоты, заключённая в защитную белковую оболочку. Некоторые из них имеют специальные составьте схему клетка живая система, облегчающие проникновение в клетку-хозяина. Вне клетки-хозяина вирусы не проявляют признаков жизни и ведут себя как обычные химические соединения. Фагоцитоз Фагоцитоз от греческого «фагео» — пожирать, «цитоз» — клетка — поглощение клеткой крупных молекул органических веществ и даже целых клеток. В этом процессе непосредственное участие принимает плазматическая мембрана. Путём фагоцитоза питаются многие простейшие. У позвоночных животных способность к фагоцитозу сохранили лишь некоторые клетки. Например, у человека это белые клетки крови — лейкоциты. Захватывая и «пожирая» болезнетворные микроорганизмы, они предохраняют нас от опасных инфекций. Пиноцитоз от греческого «пино» — пить — захват и поглощение клеткой жидкости и растворённых в ней веществ. Пиноцитоз Вопросы и задания 1. Какие части обязательны для клеток всех живых организмов? Вспомните, какая наука изучает строение и функции клеток. Что такое плазматическая мембрана, каково её значение? В чём сущность фагоцитоза? Объясните, почему фагоцитоз невозможен в составьте схему клетка живая система клетке. В чём состоит роль рибосом в организме? Как строение эндоплазматической сети связано с выполняемыми ею функциями? Прочитав текст объясните как связаны между собой аппарат Гольджи и лизосомы. Вспомнив свойства живого, объясните почему клетка не имеющая митохондрий и рибосом существовать не может. Клубень картофеля на свету зеленеет. С превращением каких органоидов в клетке это связано? Расскажите о значении клеточного ядра. Какова их роль в клетке? Сколько хромосом у человека? Составьте и заполните таблицу «Органоиды их функции». Составьте таблицу «Сравнение строения растительной и животной клеток» работа в малых группах. Почему вирусам для жизнедеятельности необходима клетка? Спрогнозируйте, может ли марлевая повязка полностью защитить от вирусных инфекций, передаваемых воздушно-капельным путём и почему. Лабораторная работа Выполните работу 3 на с. Изучите материал урока и выполните предложенные задания. Клетка — это целостная система. Обязательными частями клетки являются: мембрана, цитоплазма и генетический аппарат у ядерных организмов это ядро. Все организмы по строению клетки делятся на две группы — доядерные безъядерные и ядерные. Вирусы не имеют клеточного строения. Хромосомы — носители наследственной информации. Вспомните, как отрастает у ящерицы хвост, который она отбросила, спасаясь от хищника, или как зарастает ранка на вашей коже после пореза. Составьте схему клетка живая система клеток лежит и в основе размножения организмов. Различают два основных типа деления — митоз от греческого «митос» — нить и мейоз от греческого «мейозис» — уменьшение. В результате митоза из одной материнской клетки образуются две дочерние. При этом число хромосом в обеих дочерних клетках такое же, как и в материнской клетке, т. В результате мейоза образуются не две, а четыре клетки, каждая из которых имеет вдвое меньшее по сравнению с материнской клеткой количество хромосом. Важную роль в процессе деления клеток выполняют хромосомы: именно они обеспечивают передачу наследственной информации от поколения к поколению. Митоз В период между делениями а он у клеток растений и животных может продолжаться до 20 часов клетка растёт и готовится к новому делению. В это время в ней образуется много белков, важнейшие органоиды удваиваются. Удваиваются и хромосомы: теперь каждая состоит из двух дочерних хромосом, или хроматид. Составьте схему клетка живая система четыре последовательные фазы митоза; их общая продолжительность разная у разных организмов, в большей степени она зависит от внешних условий, в частности составьте схему клетка живая система температуры. Вот как протекает митоз в животной клетке. Центриоли расходятся к полюсам клетки; появляются веретёна деления; хромосомы хорошо заметны, видно, составьте схему клетка живая система они двойные; ядерная оболочка растворяется, ядрышко исчезает. Хромосомы располагаются по экватору клетки, прикрепляются к нитям веретена деления. Хроматиды дочерние хромосомы благодаря веретёнам составьте схему клетка живая система расходятся к полюсам клетки. Веретёна деления исчезают; образуются ядерные оболочки вокруг разошедшихся хромосом; делится цитоплазма; составьте схему клетка живая система дочерние клетки. Хромосомы расходятся к полюсам клетки Мейоз в клетке животного организма Мейоз состоит из двух последовательных делений, но удвоение хромосом происходит только один раз, перед первым делением. Поэтому образовавшиеся клетки содержат половинный по сравнению с исходной клеткой набор хромосом n. I деление Перед первым делением происходит удвоение хромосом 1. Гомологичные хромосомы образуют пары, тесно прилегая друг к другу и перекручиваясь по всей длине. Каждая хромосома состоит из двух хроматид. Гомологичные хромосомы обмениваются между собой участками и разделяются. Пары гомологичных хромосом выстраиваются по экватору. Гомологичные хромосомы, состоящие из двух хроматид, расходятся к полюсам. Расхождение каждой пары происходит независимо от хромосом других пар. Образуются дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом, каждая из которых состоит из двух хроматид. II деление Удвоения хромосом не происходит 1. Хромосомы видны, ядерная оболочка разрушается. Хромосомы выстраиваются по экватору, прикрепляются к нитям веретена. Хроматиды хромосом в обеих составьте схему клетка живая система клетках расходятся к полюсам. Образуются четыре клетки с одинарным набором хромосом. Из этих клеток формируются половые клетки. При слиянии половых составьте схему клетка живая система число хромосом во вновь образовавшейся клетке восстанавливается. Вопросы и задания 1. Какова роль деления клеток в жизни организмов? Назовите основные типы деления клеток. Что происходит в клетке перед делением? Выделите критерии для сравнения процессов митоза и мейоза. Обсудите их с одноклассниками и составьте таблицу. Какова биологическая роль митоза и мейоза? Приведите примеры явлений, которые объясняются делением клеток. Изучите материал урока и выполните предложенные задания. Деление клетки лежит в основе роста, размножения индивидуального развития организмов. Мейоз связан с размножением, в результате его образуются клетки с одинарным набором хромосом: у животных — половые клетки, а у растений — споры. В результате митоза дочерние клетки имеют такой же набор хромосом, как и материнская. Ткани растений и животных Вы уже знаете, что все живые организмы по своему строению делят на две большие группы — одноклеточные и многоклеточные. Тела одноклеточных организмов состоят из одной-единственной клетки, в которой протекают все процессы жизнедеятельности. Иначе обстоит дело у многоклеточных организмов. Их тела состоят из множества различных клеток. Так, в организме человека более 100 трлн клеток. Каждая клетка многоклеточного организма имеет свою «специальность», т. Одни служат опорой тела, другие обеспечивают передвижение веществ, пищеварение, размножение организма и многие другие функции. Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ткань. Клетки одной ткани соединены между собой межклеточным веществом. Давайте заглянем внутрь растения и посмотрим, как устроены его ткани. Вот перед нами кончики корня и побега. Они образованы мелкими, постоянно делящимися клетками с крупными ядрами, в их цитоплазме совсем нет вакуолей. Это образовательная ткань, деление её составьте схему клетка живая система обеспечивает рост растения. Из неё, например, целиком состоит зародыш растения. Защищают растения от неблагоприятных воздействий, от повреждений покровные ткани. Они образованы как живыми, так и мёртвыми клетками. Составьте схему клетка живая система и прочные оболочки мёртвых клеток не пропускают ни воду, ни воздух. Они очень прочно соединены друг с другом. Такую покровную ткань называют пробкой. Она хорошо развита на стволах деревьев. Из живых клеток состоит кожица — покровная ткань листьев и молодых стеблей. Выполняют покровные ткани и другие функции: через специальные образования — устьица и чечевички — растения дышат, испаряют воду. Кожица листа выделяет воскообразное вещество, которое препятствует избыточному испарению воды с его поверхности в жаркую погоду. Опору растению и его органам придаёт механическая ткань. Клетки её имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, а живое содержимое в них часто отсутствует. Представление о прочности механической ткани вы можете получить, разбивая скорлупу грецкого ореха, косточку абрикоса — в них содержатся особые каменистые клетки. Составьте схему клетка живая система в стебле опорную роль играют вытянутые клетки — механические волокна. Вода, растворённые в ней минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям. Клетки проводящей ткани могут быть как живыми, так и мёртвыми. Из живых клеток состоит луб, проводящий органические вещества. Из мёртвых — древесина, проводящая воду с минеральными веществами. Клетки луба и древесины внешне напоминают трубочки. Тяжи этих тканей проводящие пучки идут по всему растению — от корня в стебель и листья. Мякоть листьев и плодов, мягкие части цветка, главную массу коры и сердцевины стеблей, корня образует основная ткань. Её функции очень разнообразны. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты — органоиды, которые участвуют в образовании питательных веществ составьте схему клетка живая система процессе фотосинтеза фотосинтезирующая основная ткань. Многие части организма растения накапливают составьте схему клетка живая система вещества запасающая основная ткань. Ткани животных Теперь рассмотрим особенности строения тканей животных организмов. Различают четыре типа животных тканей — эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Наружную поверхность тела животных, а также полости внутренних органов, например ротовую полость, полость желудка, кишечника, выстилает эпителиальная ткань. Клетки её очень плотно прилегают друг к другу, а межклеточное составьте схему клетка живая система почти отсутствует. Такое строение обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений. При повреждении эпителиальные клетки быстро замещаются новыми. Эпителиальная ткань участвует и в формировании желёз — слюнных, потовых, поджелудочной, печени и других, которые образуют важные для организма вещества. Опорную и защитную функцию в организме животных выполняет соединительная ткань. Она же в значительной степени определяет и форму их тела, может служить энергетическим депо и предохранять организм от потери тепла. К этому типу относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и другие. Несмотря на большое многообразие, все виды соединительной ткани объединяет одна особенность — наличие большого количества составьте схему клетка живая система вещества. Оно может быть плотным, как в составьте схему клетка живая система ткани, рыхлым, как в тканях, заполняющих пространство между органами, и жидким, как в крови. Важная особенность животных — их способность к передвижению. Движение большинства животных — результат сокращений мышц. Мышцы состоят из мышечной ткани. Различают гладкую и поперечнополосатую мышечные ткани. Их основное свойство — возбудимость и сократимость. Клетки гладкой мышечной ткани одноядерные; они сокращаются очень медленно, но могут долго оставаться в сокращённом состоянии. Именно гладкие мышцы обеспечивают продолжительное смыкание створок раковин моллюсков, сужение и расширение кровеносных сосудов у человека. Поперечнополосатая мышца состоит из многоядерных клеток, имеющих поперечнополосатую исчерченность, — отсюда и название ткани. Именно с их сокращениями связаны быстрые движения многочисленных членистоногих насекомые, раки, пауки и позвоночных. Вспомните стремительный полёт стрекозы, ласточки, бег антилопы, гепарда! Поперечнополосатая мышца может мгновенно сокращаться — в тысячу раз быстрее, чем гладкая. Нервная ткань образует нервную систему животного. Её основу составляют нервные клетки. Любая нервная клетка имеет тело и многочисленные отростки различной длины. Один из них обычно особенно длинный, он может достигать в длину от нескольких сантиметров до нескольких метров, как, например, у жирафа. Основные свойства нервной клетки — это возбудимость и проводимость. Зародыш растения целиком состоит из образовательной ткани. По мере его развития большая её часть преобразуется в другие виды тканей, но даже в самом старом дереве остаётся образовательная ткань: она сохраняется на верхушках всех побегов, во всех почках, на кончиках корней, в камбии — клетках, обеспечивающих рост дерева в толщину. У зародышей всех позвоночных скелет состоит из хряща, который по мере развития заменяется костной тканью. Исключение составляют акулы и скаты — у них составьте схему клетка живая система остаётся хрящевым до конца жизни. В мышечных тканях находится большое количество параллельно расположенных сократительных волокон. Именно их сокращение, при котором они становятся короче и толще, позволяет мышце производить механическую работу. Вопросы и задания 1. Перечислите четыре типа животных тканей и пять типов растительных. Докажите, что он не противоречит информации о том, что различают четыре типа животных тканей. Какие ткани относятся к соединительным? Назовите особенности строения эпителиальной ткани. Какая ткань обеспечивает рост растений? Из какой ткани состоит клубень картофеля? Используя составьте схему клетка живая система и рисунки параграфа составьте схемы «Классификация составьте схему клетка живая система тканей» и «Классификация животных тканей». Каковы основные свойства мышечной ткани? Как устроены нервные клетки? Каковы особенности строения образовательной ткани растительных организмов? В каких частях растения находится образовательная ткань? Какая ткань обеспечивает опору тела растения и его органов? Назовите ткань, по которой в растениях передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества. Как особенности строения тканей связаны с выполняемыми ими составьте схему клетка живая система Какое значение для многоклеточного организма имеет специализация клеток? Лабораторная работа Выполните работу 5 на с. Изучите материал урока и выполните предложенные задания. Ткань — это группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Клетки тканей соединены между собой межклеточным веществом. В растениях различают образовательную, основную, покровную, механическую и проводящую ткани, у составьте схему клетка живая система — эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани. Правообладателем предоставлен только ознакомительный фрагмент Для бесплатного чтения открыта только часть текста. Первый раз в нашем магазине? Зарегистрируйтесь и получите доступ к расширенным возможностям сайта и 10 бесплатных книг в подарок! Логин и пароль, выданные вам при регистрации, Вы всегда сможете найти в истории платежей для PayPal, WM, Яндекс. Денег, в SMS сообщении при оплате через SMS и на вашем e-mail при оплате банковской картой.Рабочая программа по биологии 5 класс по теме: Средства контроля скачать бесплатно Социальная сеть работников образования Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода. Скачать: Средства контроля Промежуточный. Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и составьте схему клетка живая система, т. Контрольно-оценочная самостоятельность, работа с моделями графико-знаковыми формамиработа с чужими и собственными текстами письменная дискуссия может быть проверена через разработку специальных предметных контрольно-измерительных материалов. Умение работать в группе, в позиции "взрослого", способы учебного проектирования могут быть проверены с помощью экспертных оценок в ходе встроенного наблюдения в разные виды и формы деятельности обучающихся. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению интерпретации результатов измерений. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, анализ творческих, исследовательских работ, проекты. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Составьте схему клетка живая система ходе текущей, составьте схему клетка живая система, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Оценкой достижения метапредметных результатов является также защита индивидуального или группового проекта. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ как правило, тематических по всем предметам. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Кроме того личностные достижения могут накапливаться в портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений. Итоговый контроль за курс 5 класса 1. Может быть в виде защиты проекта 2. Может быть в виде итогового тестирования 3. Может быть в виде контрольной работы Средства контроля по биологии для 5 класса Текущий контроль Контроль по главе 1 1. Работа в группах по 5 человек. Чем живая природа отличается от неживой? Перечислите основные признаки живого. Какие вещества относятся к органическим? Что общего в строении тел всех живых организмов? Сравните роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки. Какие методы изучения природы вы знаете? Что является основной частью микроскопа? Назовите главные части клетки. Почему клетку считают живой системой? По каким признакам различают ткани у организмов? Ответ у доски по желанию или выбору учителя Задания на сравнение и объяснение. Сравните строение растительных и животных тканей. Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов. Объясните, почему знания о живых организмах важны каждому человеку. Тестирование класса Выберите правильный ответ. Клетку окружает и отделяет от внешней среды а клеточная мембрана б ядро в цитоплазма г вакуоль 2. Гемоглобин-это а углевод б витамин в белок крови г составьте схему клетка живая система 3. Наука о живой природе носит название а физика в биология б химия составьте схему клетка живая система география Составьте слово, которое содержит предложенные гласные буквы в указанном порядке. Буквы е, е, и, е. Буквы и, о, а, а. Найдите лишнее понятие среди предложенных. Ядро, цитоплазма, лупа, клеточная мембрана. Клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт. Работа в парах -Обсудите с друзьями 1. Почему биологические знания нужны каждому образованному человеку? Почему хозяйственная деятельность человека часто приводит к гибели живых организмов? Почему жизнь живых организмов неразрывно связана с неживой природой? Что случится, если при делении дочерние клетки не будут отделяться друг от друга, но будут вновь и вновь делиться надвое? Индивидуальный ответ можно устно или письменно -Выскажите своё мнение Верно ли утверждение, что все живые организмы произошли от одного общего предка? Работа с моделями, схемами, таблицами -Выполните одно из предложенных заданий самостоятельно. За составьте схему клетка живая система можно 1 раз составьте схему клетка живая система к книге и 1 раз - к учителю. Сделайте из цветного пластилина или другого материала модель растительной или животной клетки. Вместе с взрослыми изучите многообразие птиц в вашей местности в парке, на дачном участке, в лесу. Сделайте рисунки этих птиц. Выразите информацию о клетке как о живой системе в виде краткой записи или схемы рисунканазвав составьте схему клетка живая система "Клетка-живая система". Оценочная карта Баллы от 2 до 5 ФИ обучающегося 1 зад 2 зад 3 зад 4 зад 5 зад 6 зад Общее кол-во баллов Отметка Контроль по главе 2 1. Работа в группах по 5 человек. На какие царства учёные разделяют живую природу? В чём различие между клетками растений и бактерий? Чем животные отличаются от других организмов? Какие организмы носят название простейшие? Какова роль составьте схему клетка живая система в природе? Назовите меры по предупреждению отравления грибами. Почему надо изучать вирусы? Назовите основные группы растений. Почему у растений есть различные ткани? Почему растение называют автотрофом? Каких животных человек содержит дома? Для чего ему это нужно? Ответ у доски по желанию или выбору учителя Задания на сравнение и объяснение. Сравните строение бактериальной клетки и простейшего. Сравните способы питания грибов, растений и животных. Объясните, почему жизнь грибов и животных без зелёных растений на нашей планете невозможна. Тестирование класса Выберите правильный ответ. К неклеточным формам жизни относятся а бактерии б вирусы в простейшие г дрожжи 2 Ядро отсутствует в клетках а растений б простейших в грибов г бактерий 3. Зелёный пигмент хлорофилл находится в клетках амёб б растений в грибов г крокодилов Составьте слово, которое содержит предложенные согласные бук вы в указанном порядке. Буквы л, ш, н, к. Буквы ж, в, т, н. Буквы г, р, б, к, р, п. Буквы р, с, т, н. Работа в парах -Обсудите с друзьями 1. Почему учёным было очень важно создать классификации живых организмов? Как отражаются на почвенных бактериях и грибах большие дозы удобрений, составьте схему клетка живая система Почему лесные растения берёза, ель, осина лучше приживаются, если их сажают вместе с грибницей шляпочных грибов? Индивидуальный ответ можно устно или письменно -Выскажите составьте схему клетка живая система мнение Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле были невозможна? Работа с моделями, схемами, таблицами составьте схему клетка живая система одно из предложенных заданий самостоятельно. За помощью можно 1 раз обратиться к книге и 1 раз - к учителю. Создайте модель внутреннего строения лишайника. Создайте макет грибницы с плодовым телом шляпочного гриба. Постройте сравнительную таблицу, отображающую сходство и различия составьте схему клетка живая система строении клеток бактерии, растения и животного Оценочная карта Баллы от 2 до 5 ФИ обучающегося 1 зад 2 зад 3 зад 4 зад 5 зад 6 зад Общее кол-во баллов Отметка Контроль по главе 3 1. Работа в группах по 5 человек. Где обитают живые организмы на нашей планете? Охарактеризуйте условия жизни организмов в почвенной среде жизни. Приведите примеры растений и животных, обитающих в водной среде. Назовите виды экологических факторов, которые влияют на жизнь организмов в природе. Поясните, как животные приспособлены к суровым условиям зимы. Что называют природным сообществом? Назовите, от чего зависит разнообразие природных сообществ в разных природных зонах и на разных материках. Охарактеризуйте организмы, называемые планктонными. Что собой представляет тайга? Приведите два-три примера крупных животных, обитающих в водной среде. Ответ у доски по желанию или выбору учителя Задания на сравнение и объяснение. Сравните условия обитания рыб -удильщика и акулы. Объясните, какие приспособления имеются у акулы и удильщика, связанные с условиями, в которых они обитают 3. Тестирование класса Выберите правильный ответ. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию а потребителя б производителя в "разлагателя" г хищника 2. Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно а Африке б Австралии в Антарктиде г Евразии Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные буквы используйте любые: а л, с; б с, т, п в т, н, д, р. Составьте слово из заданных гласных букв, согласные буквы используйте любые: а и, о, о, и, я; б о, а, и в а, о. Воздействие людей на природу-это. Воздействие климата на организмы -это фактор. Зелёный цвет гусеницы бабочки -это. Работа в парах -Обсудите с друзьями Почему в природе нет вредных и полезных организмов? Индивидуальный ответ можно устно или письменно -Выскажите своё мнение Зачем в школе изучают науку о живой природе? Работа с моделями, схемами, таблицами -Выполните одно из предложенных заданий самостоятельно. За помощью можно 1 раз обратиться к книге и 1 раз - к учителю. Постройте объёмную модель пищевой цепи на примере организмов елового леса. Модель можно создать из пластично материала или заменить рисунком, выполненным красками. Постройте схему круговорота веществ в природе, в которой участвует некрупная птица -воробей, синица, ворона или ласточка. Оформите схему так, чтобы она могла служить в школьном кабинете наглядным пособием. Оценочная карта Баллы от 2 до 5 ФИ обучающегося 1 зад 2 зад 3 зад 4 зад 5 зад 6 зад Общее кол-во баллов Отметка Контроль по главе 4 1. Работа в группах по 5 человек. Где на Земле появились первые предки человека? Почему одного из предков человека назвали человеком умелым? Чем отличается человек разумный от своих древних пред ков? Каким образом человек изменял облик нашей планеты? Каким образом человек стремится восстановить составьте схему клетка живая система им природные богатства? Какое значение для развития человечества имел такой признак человека, как объём мозга? Поясните, зачем нужны заповедники. Как школьники нашей страны участвуют в охране редких видов? Ответ у доски по желанию или выбору учителя Задания на сравнение и объяснение. Сравните человека умелого и кроманьонца. Объясните, каким образом некоторые растения и грибы и природных сообществ могут служить лекарством для людей. Объясните, почему люди в любом возрасте обязаны охранять природную среду. Тестирование класса Выберите правильный ответ. Самый близкий предок современного человека -это а неандерталец б австралопитек в кроманьонец г человек умелый 2. Новый этап развития человека начался тогда, когда первобытные люди научились изготовлять орудия а из дерева б из кости в из камня г из глины 3. Из каких растений по велению Петра I была выращена Линдуловская роща под Петербургом? Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке. Составьте слово из заданных гласных букв, согласные буквы используйте любые: а, о, е, и б е, о, е; в о, а, а. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные бук вы используйте любые: а в, с, т, р, л, п, т, к б л, с, п, с, д, к; в в, р, б, к. Работа в парах -Обсудите с друзьями 1. Почему вымерли многие виды древних людей? Каким образом территория, занятая пышной растительностью, может превратиться в пустыню? Можно ли в настоящее время составьте схему клетка живая система и пустыне лес или степь? Индивидуальный ответ можно устно или письменно -Выскажите своё мнение Каким образом школьники могут участвовать в охране природы? Работа с моделями, схемами, таблицами -Выполните одно из предложенных заданий самостоятельно. За помощью можно 1 раз обратиться к книге и 1 раз - к учителю. Постройте сравнительную таблицу, отображающую сходство и различия в жизнедеятельности человека умелого и кроманьонца. Составьте схему клетка живая система необходимый материал составьте схему клетка живая система изготовления кормушки и сделайте её. Продумайте, составьте схему клетка живая система и где вы заготовите корм семена растений для птиц. Оценочная карта Баллы от 2 до 5 ФИ обучающегося 1 зад 2 зад составьте схему клетка живая система зад 4 зад 5 зад 6 зад Общее кол-во баллов Отметка Дистанционное образование детей-инвалидов в России набирает всё большие обороты, так как позволяет снять основные ограничения, которые препятствуют инвалидам в получении образования: невозможность пер. Анализ педагогических источников по проблеме, обзор традиционных средств контроля знаний, краткое описание соверменных способов контроля знаний учащихся. Данное пособие предназначено для проверки знаний обучающихся по основным темам программы, помогает повторить и закрепить материал, формирует навык выполнения самостоятельной работы.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
История обуви презентация
Параллельное и последовательное соединение проводников презентация
Где живет галина песня
С чего начать лечение зубов
Тарифные планы мегафон свердловская область
Влюблена ли я тест
Таблица русской лиги
Пейзажные стихи тютчева
Виден ли рак на узи
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Цедекс инструкция по применению аналоги
Офисный органайзер своими руками
Благодарность за сотрудничество образец
Нарисуй план своего рабочего стола
Акт осмотра кабельной линии
Вероятность повторного инсульта
Пожелание молодым врачам